Премьер-лига Мадагаскара – одна из десятков полупрофессиональных лиг, разбросанных по странам Африки, Центральной Америки и Азии, где даже у лучших игроков зарплат еле-еле хватает на скромную жизнь, а многие их партнеры по команде видят деньги лишь в виде редких небольших премий. Это корневой, низовой футбол, скорее социальная сеть, чем социальный лифт: уезжать удается немногим, закрепиться где-то выше полулюбительских французских дивизионов или клубов Алжира или Сейшельских островов – буквально единицам. Но при этом там есть матчи, турниры, стадионы, зрители (скорее сотни, чем тысячи), счета – все как везде – и, разумеется, как базовая составляющая футбола, претензии к судьям (потому что судей, в отличие от футболистов, всегда измеряют по мировым стандартам).
«Адема» из Антананариву, о которой пойдет речь дальше, пару раз проходила в афрокубках куда более известные команды из более футбольных стран – Марокко и Анголы – но в историю вошла совсем не этим. Чтобы попасть на страницы британских, французских, индийских, да каких угодно газет, мадагаскарскому спорту нужно было прославиться чем-то очень странным. Скажем, бывший игрок должен был убить тренера за то, что тот превращал игроков в зомби (на самом деле это произошло в Айове), или неведомый хищник должен был убивать спортсменов, забежавших в лес за мячом (говорят, такое бывало когда-то в Венесуэле), ну или, на худой конец, на поле должны были выбежать сотни лемуров, вынудив судью прервать матч.
Увы, обошлось без лемуров – но не без сотен и не без судей. Начнем издалека: в чемпионате Мадагаскара титул разыгрывают по странной системе, чем-то похожей на европейскую Лигу Чемпионов – собственно, она и называется THB Champions League. 32 команды из 22 региональных лиг играют четыре групповых раунда, победитель последнего и становится чемпионом Мадагаскара.
В чемпионате-2002 в последнем раунде на победу претендовали в первую очередь две команды: «Адема» и действующий чемпион «Cтад Олимпик дэль’Эмирн» (сокращенно «СОЭ»). Победитель определился в пятом туре: «СОЭ» сыграл 2:2 с командой из Атсимондрано, а конкуренты из «Адемы» обыграли клуб из Амбохидратримо – и перед личной встречей разрыв достиг 4 очков. У тренера проигравших было только одно объяснение: произвол судей вообще и Бенджамины Разафинтсаламы в частности, поставившего пенальти в самом конце решающей игры. Поэтому в шестом матче он решил не бороться за вторую строчку в таблице, дающую право на попадание в континентальные турниры, а вместо этого надоумил своих игроков совершить своего рода перфоманс.
Неизвестно, как долго игроки «Адемы» успели подержать мяч, но, как только он очутился у игроков «СОЭ», те немедленно направили его в собственные ворота. Свисток судьи, мяч на центре – и опять после розыгрыша игроки «СОЭ» забивают сами себе. Небывалое шоу, оставившее соперников недоуменно созерцать, как счет меняется без их участия, продолжалось оба тайма – и выдержке судьи, четко фиксировавшего все 149 автоголов, можно позавидовать. Зрители, впрочем, хотя «СОЭ» и играл в гостях, были несколько недовольны такой победой – многие из них потребовали деньги за билеты назад. В итоге «СОЭ» завершил турнир на третьем месте с разницей забитых и пропущенных 5-154.
Особая прелесть в этой истории – в ее недосказанности; в 2002 году в Мадагаскаре не было не то что YouTube, но и вообще хоть сколько-нибудь осмысленного интернета; все источники цитируют одно и то же заявление местного радио, а статистики не знают не только имен тех, кто поражал свои ворота, но даже и, допустим, результата параллельного матча.
Чудовищно длинные имена тоже добавляют колорита – так, похоже, ни в одном зарубежном по отношению к Мадагаскару СМИ не догадались, что Ратсаразака Ратсимандреси – это не имя и фамилия тренера, а его двойная фамилия, сравнительно распространенная на острове (в частности, такую носит глава кабинета сената страны, что бы это ни значило). Настоящее имя тренера стерто в пыли времени – но судя по всему, это Пьер-Марсель, недавно ставший представителем тренеров в футбольном союзе Мадагаскара.
По косвенным признакам можно судить, что в действе принимали участие не все: помимо тренера, дисквалифицированного на три года, наказанию (более мягкому) подверглись лишь вратарь Ракотонандрасана, капитан сборной Разафиндракото и еще двое человек с не менее внушительными фамилиями. В свою очередь, министр по делам молодежи, спорта и досуга принял какие-то меры в адрес футбольной федерации. О штрафах не сообщается – возможно, для Мадагаскаре эта мера все-таки слишком сурова.
При всей искрометности этой истории, будоражащей воображение (как именно забивали – пятками, рабоной, через себя? что случилось с табло от трехзначных цифр? как тренеры команд настраивали подопечных в перерыве? кто именно начинал с центра во втором тайме?), никто не мешает какому-то другому клубу превзойти достижение «СОЭ» - хотя трудно представить, что такое может случиться в матче между двумя сильнейшими командами страны. До этого рекорд самого крупного сухого счета держался с 1885 года, когда в Кубке Шотландии на матч против «Арброат» вместо футбольного клуба по ошибке вышел играть крикетный (нет, они были без бит, и, возможно, даже знали правила, просто не в правилах абердинских джентльменов было отвергать приглашение на матч, даже если его доставили не по адресу). Та встреча закончилась со счетом 36:0, но все-таки имела к футболу куда больше отношения, чем мадагаскарский фарс флагеллантов.
Впрочем, если кто-то действительно захочет повторить что-то подобное (ну, скажем, «Томь» решит забить себе полторы сотни голов по числу миллионов рублей, требуемых для погашения долгов), пожалуйста, не забудьте снять представление хотя бы на телефон – хотя и в этом отношении выпустить на поле несколько сотен лемуров, пожалуй, будет все-таки лучше.
Михаил Калашников
:))) я аж зачиталась! все-таки футбол - это весело))))
ОтветитьУдалить